Каюсь, украл чужую статью и немного доработал

Музыкальные вкусы А.Д. Меншикова

Музыка звучала в самый первый день Петербурга – 16 мая 1703 года. На торжественной церемонии закладки крепости пел Придворный хор. Мощно и стройно звучали любимые Петром I виватные и заздравные канты в честь воинских побед России. Петровские реформы коснулись и музыки. Чудесными звуками украсили и дворцово-парковое ожерелье вокруг столицы.
Музыка звучала во всех дворцах Меншикова, и, конечно в Ораниенбаумском. Видный государственный деятель, полководец, губернатор Петербурга и основатель Ораниенбаума был большим любителем музыки. Его музыкальные вкусы сложились благодаря близости к царю, он бывал с Петром 1 за границей на концертах, и в оперном театре. За границей вместе с царем Меншиков познакомился с военной духовой музыкой.
Формируя новый музыкальный быт, Петр I не исходил лишь из своих музыкальных вкусов. Так он не любил итальянскую оперу и, будучи в Париже, скучал в оперном театре. Но, тем не менее, он распорядился о создании помещений для концертов и оперы. В ХIII веке еще не было разделения на драматический и оперный театр. Все театры назывались оперными домами. Театру покровительствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна.
Сам царь не расставался со своим хором государевых певчих ни в военных походах, ни в мирной жизни – этот хор сопровождал его и в дипломатической поездки за рубеж – и любил попеть с ними своим “не густым” баритоном. Он знал церковное пение, мог выполнять роль уставщика. Играл Петр на гобое и волынке. Любил музыку громкую, насыщенную по звучанию. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные ритмы. Создавая армию, он издал Указ об организации полковых оркестров. В Петербурге сложился и Придворный оркестр из немецких музыкантов. Свой хор имела и Екатерина I.
Дворцы А.Д. Меншикова стали музыкальными центрами петровского Петербурга. Подъезжавших к его дворцу гостей встречали звуки музыки: трубы, гобои, флейты, барабан, литавры и тарелки. Невозможно представить себе Ораниенбаум XVIII века безмолвным, как и любой парк эпохи барокко. Звуки здесь имели особое эстетическое значение. Садовые мастера этим специально занимались, ведь если парк – рай на земле, то и звуки в нем должны быть божественные. Это были трели и коленца разных певчих птиц в клетках, в вольерах и на свободе (ворон и галок за скверные крики безжалостно изгоняли). На разные голоса шумели фонтаны в таких парках. Создатели их заботились о том, чтобы мы услышали “игру воды”, различили десятки водных шумов, целую симфонию воды: грохот водопада, плеск потоков, низвергавшихся по широким ступеням каскадов, яростное “драконье” шипение, клекот горного источника, журчание бегущих из-под тающего сугроба весенних ручейков. Здесь можно было расслышать и целую коллекцию мелодий дождя: неумолчный тропический ливень, веселый танец солнечного грибного дождя, вялый шелест унылого осеннего дождика. Шумы от падения воды. Это – плеск струй, падающих в чаши фонтанов, барабанящих по железному желобу; гулкое эхо капель, срывающихся со сводов грота на каменный пол. Наконец, звуки моря, которое было связано с Ораниенбаумским дворцом А.Д. Меншикова недлинным каналом.
В гармонии звуков сада XVIII века особенно важен звук инструментов. Без этого вообще не может быть настоящего сада барокко. Не забудем о музыкальном “версальском стиле” Жана Батиста Люли – композитора садовой музыки. Во времена А.Д. Меншикова в парках барокко звучали нежные колокольчики “клокшпиля”. Со временем музыка в парках становилась разнообразнее. Из открытых окон дворцов сквозь шум посуды и разговоров прорывались звуки “обеденной музыки”. Это были тихие, неспешные мелодии, к которым обычно никто не прислушивался. Благозвучные аккорды уносил ветер с залива, они тонули во тьме парка, сливались с дальним шумом фонтана, криками ночных птиц, составляя ту самую гармонию неспешной жизни, которой наслаждались люди XVIII века.
А.Д. Меншиков содержал оркестр, композитора и 12 певчих. Они своей музыкой сопровождали торжественные обеды в доме светлейшего князя. А.Д. Меньшиков при всяком удобном случае переманивал к себе хороших музыкантов из других капелл. В его дворце находилось целое собрание музыкальных инструментов, а так же музыкальных механизмов и игрушек.
Во дворце светлейшего, на Васильевском острове, был орган. Орган появился и у царевны Натальи Алексеевны. Но ни в одном из российских городов не было такого количества органов, как в Петербурге. Органы появились сначала конфискованные в ходе войны со шведами из немецких прибалтийских княжеств, а затем заказанные и привозимые из Франции, Голландии, Германии.
Чтобы почувствовать атмосферу музыкальной культуры петровского Петербурга, нужно обязательно постоять в Ассамблейной зале его загородного дворца в Ораниенбауме, посмотреть на хоры сделанные для музыкантов, посетить концерты музыкальных коллективов которые продолжают музыкальные традиции Меншиковского дворца в Петербурге. Именно тут, в среде приближенных к императорской семье, закладывались традиции светской музыкальной культуры, которая постепенно на протяжении XVIII в. распространилась по всей России.
По желанию Петра I в Петербурге устраивались ассамблеи в стиле французского собрания. Ассамблеи давались в домах царских сановников и, конечно, во дворце светлейшего князя А.Д. Меншикова. Это были очень демократичные по составу собрания. Чинопочитания не допускалось. На них являлись непременно с женами и взрослыми детьми. Обязательным было присутствие хозяйки дома. На ассамблеях играли в шахматы, обсуждали новости, слушали музыку и, конечно, танцевали. Вот некоторые танцы: полонез, менуэт, контрданс, ригодон, гавот, экосез, гросфатер.

Менуэт (Menuet) был самым модным и популярным танцем в придворных кругах. Он имеет трехдольный размер и происходит от хороводных танцев в Бретани во Франции. Название Менуэт означает маленькие шаги. В XVI веке он был торжественным, церемонным, чопорным, с плавным шагом и множеством поклонов и реверансов. К XVIII веку движения приобрели изысканность и жеманство, темп ускорился. В России менуэт появился на Петровских ассамблеях и бытовал как бальный танец до 30 годов XIX века.



Полонез (Polonaise)– старинный польский бальный танец. Это торжественное, чопорное шествие. С XVI века он становится придворным танцем в Европе. В XVIII веке его движения сделались плавными, изящными, поступь мерная, величавая. (со 2,35 мин.)



Контрданс (Contredanse) английский танец с четным числом пар. “Куплеты” исполняются, то одной, то другой линией танцующих. В XVIII веке он стал бальным и был заимствован другими народами. Разновидностями контрданса являются кадриль (размер на 2/4 и 6/8), ригодон и экосез.

Кадриль (Quadrille) - французский танец, исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику, друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца.



Ригодон (Rigaudon) – это разновидность контрданса. С XVIII века является бальным танцем. Происходит из Прованса во Франции. Размер танца двудольный. Сам танец веселый, темпераментный, подвижный.



Экосез (Ekosez) – старинный шотландский танец в сопровождении волынки, разновидность контрданса. С XVIII века стал бальным. При Петре 1 назывался “английский танец” или “шотландский”. Танец с характерным квадратным построением, где пары непрерывно меняются. (Это правда хорнпайп, но тоже похоже)



Гавот (Gavotte) – французский старинный хороводный танец в умеренном движении на 4/4, или 2/2. Известен с XVI века. С XVII века стал придворным танцем.



Гросфатер (Grossvater) – любимый танец Петра 1 – состоит из 2х частей: медленной вальсообразной на 3/4, и быстрой, похожей на экосез 2/4. Это – немецкий танец, он пришел в Россию в XVIII веке и был распространен до начала XIX века.




В петровском Петербурге 20х годов был немецкий оркестр из 20 музыкантов. Этот коллектив сложился из инструменталистов капеллы австрийского посланника и герцога К.-Ф. Голштейн-Готторбского, который приехал свататься к принцессе Анне Петровне. Исполняли музыку Телемана, Корелли, Кайзера, Тартири и других.
Петербург XVIII в. с самого первого дня своего существования стал для всей России законодателем музыкальной моды – на балы и маскарады, концерты и театры, музыку в садах и парках. Свои оркестры, хоры и театры стали по примеру Петра 1 и А.Д. Меншикова заводить и русские дворяне. После смерти Петра 1 и ссылки Меншикова прекратились ассамблеи, но уже невозможно было уничтожить укоренившуюся привычку взаимного общения, проведения, как мы сейчас говорим, культурного досуга в обществе с обязательным слушанием музыки.

P.S. ВСЮ программа можно скачать Barock Festival